Реформа техосмотра. Важен процесс

Опубликована 26 февраля 2012, 19:30

Как и все реформы в России, реформа техосмотра перешла в перманентное состояние. Примерно так же, как и РЖД. С той лишь разницей, что реформа РЖД длится уже несколько лет, а реформа техосмотра лишь недавно ознаменовала свое начало.  Внесенные поправки к Закону об ОСАГО, которые должны были приблизить техосмотр к американской модели, отозваны самими авторами этих поправок, депутатами Госдумы. Суть американской модели заключается в том, что как такового обязательного техосмотра нет. Дело это сугубо добровольное. Просто пройдя техосмотр, или, по-другому, техническое освидетельствование, ты можешь сэкономить на стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответственности. Так вот, поправки отозваны, и причина достаточно серьезна. Текстовые доработки. А что в действительности будет дальше – неизвестно. Уже даже поговаривают о том, что функцию контроля за прохождением техосмотра вернут ГИБДД, им же вернут право снимать номерные знаки, а в КОАП вернут штрафы за не пройденный техосмотр. Мысли о такой развязке навевают скуку.

Сегодняшние результаты реформы техосмотра подвести не сложно. По замыслам идеологов реформы должно было возрасти количество организаций по проведению техосмотра, или как принято их сейчас называть – операторов техосмотра, кстати, так же как в РЖД – операторы РЖД. Однако особой привлекательности данный вид предпринимательской деятельности не вызвал. Это объясняется крайне низкими, с точки зрения бизнеса, тарифами на прохождение техосмотра, а так же юридическими заморочками, наподобие ответственности оператора техосмотра за все возможные ДТП по причине не выявленных в ходе проведения техосмотра неисправностей. Это подразумевает содержание в штате не только технических экспертов, но и солидный юридический корпус. Другими словами заявок на аккредитацию – минимум, и более того, есть регионы, из которых вообще не поступило ни одной заявки (см. заметку «Регистрация операторов техосмотра затянется»).

Но произошло то, что чего идеологи реформы вовсе не предполагали. Появились страховщики, которые предлагали талон техосмотра в качестве дополнительной услуги. Просто и удобно. Правда оформлен талон немного криво, т.е. без подписи эксперта, и в единой базе данных его нет, как в принципе нет пока и самой единой базы, за исключением той, которой располагает МВД.

Смысл  сказанного заключается в том, что процедура прохождения техосмотра является атавизмом советского времени, когда системы обязательного страхования гражданской ответственности не было в помине. Так же идеологам реформы техосмотра не следует забывать, что количество дорожно-транспортных происшествий по причинам неисправности транспортных средств в относительном исчислении составляет менее процента.

Urfotrans